Содержание

Проведение конкурса по 44 ФЗ пошаговая инструкция

Алгоритм проведения открытого конкурса в электронной форме по Закону N 44-ФЗ (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Алгоритм проведения открытого конкурса в электронной форме по Закону N 44-ФЗ

Шаг 1. Подготовка к проведению открытого конкурса в электронной форме

Разработка и утверждение контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы конкурсной документации (далее — документация), включающей в том числе:

— критерии оценки заявок на участие в конкурсе (далее — заявка), величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок;

— требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к составу заявки и инструкцию по ее заполнению;

— проект контракта, форма и условия которого должны соответствовать закону.

Разработка и утверждение извещения о проведении конкурса (далее — извещение).

Возможные дополнительные действия заказчика:

При необходимости — подписание со специализированной организацией контракта о передаче «технических» функций, включая подготовку документации.

Если заказчиком не сформирована постоянно действующая единая комиссия — создание конкурсной комиссии и определение порядка ее работы.

Передача проекта конкурсной документации эксперту, экспертной организации для оценки, внесение изменений в конкурсную документацию по итогам такой оценки.

Шаг 2. Начало проведения открытого конкурса в электронной форме — размещение информации

Размещение в ЕИС извещения о проведении конкурса.

Размещение в ЕИС конкурсной документации.

Размещение обоих документов осуществляется контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы одновременно .

Шаг 3. Прием заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме

Длится не менее 15 рабочих дней с момента размещения извещения до предусмотренных документацией даты и времени окончания срока подачи заявок.

Осуществляется оператором электронной площадки (далее — оператор) путем присвоения каждой заявке идентификационного номера и направления подтверждающего электронного документа с указанием такого номера участнику, подавшему заявку.

Возможные дополнительные действия заказчика:

Внесение изменений в извещение — не позднее чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок с размещением на следующий день в ЕИС и продлением срока подачи заявок.

При получении запросов о разъяснении положений документации — не позднее чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок — размещение в ЕИС разъяснений в течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса.

Внесение изменений в документацию — не позднее чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок с размещением на следующий день в ЕИС и продлением срока подачи заявок.

Отмена проведения конкурса — не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Возвращение заявок участникам закупки в случаях, установленных законом, в том числе при отсутствии обеспечения заявки.

Для участия в конкурсе подано

2 и более заявок

Заявка должна быть рассмотрена и, если она и подавший ее участник соответствуют установленным требованиям, контракт заключается с ним как с единственным контрагентом.

Заказчик однократно продлевает срок подачи заявок на 10 дней с даты размещения извещения — возврат к началу шага 3.

При повторении ситуации — заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме или иным способом.

Шаг 4. Рассмотрение первых частей заявок

— 10 рабочих дней — в случае проведения конкурса на приобретение товара, работы либо услуги в сфере науки, культуры или искусства, независимо от НМЦК;

— 5 рабочих дней — во всех иных случаях, если НМЦК превышает 1 млн. руб.;

— 1 рабочий день — во всех иных случаях, если НМЦК не превышает 1 млн. руб.

Конкурсная комиссия проверяет соответствие предложений об объекте закупки условиям, установленным документацией, в том числе — при установлении соответствующих запретов, ограничений — относительно страны происхождения товаров, регистрации подрядчика, исполнителя; оценивает заявки, соответствующие требованиям.

Итоги оформляются протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок, который передается оператору электронной площадки конкурсным управляющим или сотрудником конкурсной службы — по смыслу норм — в день подписания .

Открытый конкурс 44-ФЗ

Открытый конкурс в рамках 44-ФЗ — самая непрозрачная из всех закупочных процедур. В этой статье мы рассмотрим этапы и сроки проведения конкурса, раскроем подводные камни данной процедуры.

Открытый конкурс в рамках 44-ФЗ – самая сложная, непрозрачная и многоаспектная из всех закупочных процедур. Начинающие участники торгов предпочитают с ней не связываться, выбирая более доступные формы: запрос котировок, предложений и электронный аукцион. Это простое руководство поможет новичкам разобраться в механизмах открытого конкурса и ответит на вопросы о его этапах, сроках проведения, подводных камнях и способах их обойти.

Конкурс – это одна из конкурентных форм государственных закупок, в основе которой лежит сравнение предложений поставщиков по цене и другим критериям. Открытым он называется потому, что вся информация публикуется в единой информационной системе, то есть получить к ней доступ и принять участие в закупке может любой заинтересованный.

Конкурс отличается от аукциона количеством критериев оценки заявок. В аукционе имеет значение только цена контракта. В конкурсе заказчик сравнивает цену и ряд других критериев (не менее одного). Они должны быть едины для всех участников.

Прочие стоимостные критерии:

  • Расходы на обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию. Вместе с ценой контракта (то есть расходами на закупку) они составляют стоимость жизненного цикла товара или результата работы.
  • Сумма экономии энергоресурсов по энергосервисному контракту (внедрение энергосберегающих технологий).

Критерии оценки товаров / работ / услуг:

  • Функциональные / потребительские свойства.
  • Экологические показатели.
  • Качество.

Критерии оценки компании:

  • Квалификация и количество персонала.
  • Успешный опыт реализации аналогичного контракта.
  • Наличие определенных материально-технических ресурсов.
  • Деловая репутация.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

ОБЩАЯ СХЕМА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

рис.1 Общая схема открытого конкурса

ПОДРОБНАЯ СХЕМА ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

рис.2 Подробная схема открытого конкурса

ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПОСТАВЩИКА

Этап №1 Поиск тендеров

Хоть открытый конкурс и не является онлайн-процедурой, все равно информация о старте, ходе проведения и результатах закупки должна публиковаться в ЕИС. Найти подходящий конкурс для участия можно в самой системе, однако работает она не очень стабильно.

Значительно упрощают поиск тендеров сервисы-агрегаторы, такие как Синапс, которые собирают государственные и коммерческие закупки со всех торговых площадок. Воспользуйтесь нашим бесплатным поисковиком: отфильтруйте выдачу по региону, сфере деятельности. Зарегистрируйтесь в СинапсПРО, чтобы получить доступ к расширенным фильтрам, возможность сохранять поиск в шаблоны и получать результаты на электронную почту.

Этап №2 Подготовка к подаче заявки

Найдя подходящий тендер, скачайте приложенную конкурсную документацию: она доступна для ознакомления всем желающим, содержит информацию по техническим, организационным и коммерческим вопросам проведения торгов. В ней вы найдете бланки и инструкции по заполнению документов для заявки, а также критерии оценки предложений участников и величины их значимости в баллах.

Внимательно изучите и проанализируйте комплект документов, уделив особое внимание:

  • Информационной карте – сводной таблице с основными положениями проводимой закупки. Она имеет приоритет, если в других документах данные отличаются.
  • Контракту, особенно штрафным санкциям, возможности его расторгнуть или изменить.

Если положения конкурсной документации вызывают вопросы или вы заметили ошибки, отправьте заказчику запрос на разъяснение. Он обязан ответить в течение 2 рабочих дней. Отсутствие реакции – повод написать жалобу в ФАС.

Этап №3 Обеспечение заявки

Обеспечение заявки – это сумма, вносимая участником на счет заказчика в качестве гарантии своей добросовестности и достоверности предоставляемой информации. Чтобы не изымать деньги из оборота компании, под обеспечение заявки берут тендерный кредит либо оформляют банковскую гарантию – в этом случае участник платит только за финансовую услугу, а всю сумму гарантии предоставляет банк.

Федеральный закон 44-ФЗ устанавливает размер обеспечения заявки в пределах 0,5-5% начальной цены контракта. Льгота в виде снижения до 2% предоставляется отдельным категориям участников:

  • предприятиям УИС;
  • организациям инвалидов;
  • субъектам малого предпринимательства (СМП);
  • социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО).

После того как банк одобрит предоставление гарантии под обеспечение заявки, можно начинать собирать для нее документы.

Этап №4 Комплектация конкурсной заявки

Заявка на участие в закупке – официальное подтверждение намерения физического или юридического лица принимать участие в торгах. Требования к содержанию и оформлению документов для заявки содержатся в конкурсной документации и 44-ФЗ.

Стандартный комплект документов:

1. Информация об участнике:

  • выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • копии учредительных документов;
  • полномочия лица, подписавшего заявку;
  • решение об одобрении сделок;
  • декларация соответствия единым требованиям к участникам госзакупок, перечисленным в статье 31 закона 44-ФЗ;
  • декларация соответствия в случае применения национального режима по статье 14 закона 44-ФЗ (в свободной форме);
  • декларация соответствия для СМП или СОНКО по статье 30 закона 44-ФЗ;
  • документы, подтверждающие право на преимущества.

Примечание: для малого предпринимательства документами, подтверждающими статус, а значит и право на преимущества, могут быть свидетельство о внесении в реестр СМП с отметкой о ежегодном подтверждении, бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках за 2 предыдущих года с отметкой налоговой, а также форма «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год”.

2. Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки:

  • платежное поручение с отметкой банка и его заверенная копия;
  • гарантия, включенная в реестр банковских гарантий.

3. Ценовое предложение и наименование страны происхождения товара;

4. Документы, подтверждающие добросовестность, если предложенная цена на 25% и более ниже начальной максимальной.

5. Копии документов, подтверждающих соответствие товара / работы / услуги требованиям законодательства РФ.

Примечание: такие документы обычно передаются вместе с поставкой – это сертификаты соответствия и т.д. В этом случае прикладывать их не нужно. Однако есть отдельные виды товаров, документы соответствия которых необходимо включать в заявку, например, регистрационные удостоверения на лекарства.

6. Документы, подтверждающие квалификацию.

Примечание: отсутствие указанных документов не является основанием для отклонения заявки.

7. Эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение, образец, проба товара, закупка которого осуществляется.

8. Опись входящих в состав заявки документов.

Читать еще:  Составление договора купли продажи автомобиля

Требовать какие-то еще документы заказчик не имеет права. Заполнять вышеперечисленные следует по инструкции из извещения.

Открытый аукцион проводится по лотам. Например, если школа закупает лакокрасочные изделия и малярные инструменты для ремонта – это аукцион на два лота. Если вы претендуете на оба, отправляйте две заявки. Однако если на один и тот же лот вы отправите несколько заявок и не отзовете лишние, заказчик обязан отклонить все.

Этап №5 Оформление тома конкурсной заявки

  • Заявка на открытый конкурс подается в письменной форме.
  • Подача в электронном виде возможна, если это предусмотрено в извещении.
  • Все листы должны быть прошиты и пронумерованы.
  • Том заявки необходимо скрепить печатью (при наличии) или подписать собственноручно.
  • Заявка запечатывается в непрозрачный конверт, не позволяющий просматривать содержание до вскрытия.

Заказчикам запрещено устанавливать иные или дополнительные требования.

Оптимальный момент подачи заявок – непосредственно перед началом вскрытия конвертов комиссией. Это снижает шансы нечестной игры в пользу другого участника, а также позволяет совместить поездку для подачи заявки с присутствием на конкурсе.

Этап №6 Участие в открытом конкурсе

  1. До момента вскрытия конвертов участник может подать заявку, а также изменить или отозвать ранее поданную.
  2. Во время – вести аудио- и видеозапись процедуры.
  3. После – подать запрос о даче разъяснений результатов открытого конкурса. Это право любого участника, в том числе единственного.

Открытый конкурс признается не состоявшимся, если:

  • подана только одна заявка или не подано ни одной;
  • отклонены все заявки или все кроме одной;
  • победитель и следующий за ним участник уклонились от подписания контракта.

Этап №7 Заключение контракта

Подписание контракта занимает от 10 до 20 дней:

  1. После подведения итогов открытого конкурса заказчик присылает победителю проект контракта вместе с протоколом рассмотрения и оценки заявок.
  2. Победитель перечисляет заказчику обеспечение контракта или предоставляет документы, подтверждающие банковскую гарантию. Высылает подписанный контракт.
  3. Заказчик подписывает его со своей стороны и возвращает победителю обеспечение заявки.

рис.3 Заключение контракта открытого конкурса

Обеспечение исполнения контракта – это сумма, вносимая на счет заказчика в качестве гарантии того, что победитель исполнит обязательства по контракту. Обеспечение бывает в форме банковской гарантией или перечисления денежных средств.

Его размер зависит от фактической цены контракта:

  • от 5% до 30% при цене менее 50 миллионов рублей;
  • от 10% до 30 % при цене свыше 50 миллионов.

Если фактическая цена снижена на 25 или более процентов от начальной максимальной – победитель предоставляет полуторакратное обеспечение контракта, а также документы, подтверждающие его добросовестность. К таковым относится информация о контрактах, успешно исполненных победителем, из реестра контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками (скриншоты из ЕИС).

Контракт может быть заключен только после перечисления суммы обеспечения. В случае его непредоставления участник считается уклонившимся и попадает в реестр недобросовестных поставщиков на два года.

Если заказчик в свою очередь не направил подписанный экземпляр контракта победителю в течение 3 дней, он также признается уклонившимся, а победитель вправе подать на него в суд.

Проверьте себя, ответив на вопросы:

1. Открытый конкурс так называется, потому что:

Информация о закупке общедоступна – информация об открытых конкурсах действительно размещается в ЕИС, но это не единственная причина.

Принять участие в закупке может любой желающий – выступать в качестве участника госзакупок действительно может любое юридическое или физическое лицо, но это не единственная причина.

Оба ответа верны – правильно!

2. Информационная карта – это:

Главный документ в пакете конкурсной документации, содержащий основные сведения о закупке – совершенно верно!

Сводная таблица с характеристиками товара, закупка которого осуществляется – перечитайте главу “Этап №2 Подготовка к подаче заявки”.

Список документов, входящих в конкурсную документацию – вернитесь к главе “Этап №2 Подготовка к подаче заявки”.

3. Документ, подтверждающий добросовестность участника – это:

Акты выполненных работ за предыдущий календарный год – советуем еще раз изучить главу “Этап №7 Заключение контракта”.

Скриншот из реестра контрактов, заключенных заказчиками, размещенном на сайте госзакупок – точно!

Рекомендательные письма от госзаказчиков – правильный ответ в главе “Этап №7 Заключение контракта”.

Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе

Открытый конкурс привлекателен для поставщиков тем, что победителя оценивают не только по цене контракта, но и по другим критериям: квалификации, опыту, качеству товара и проч. На практике победителями нередко становятся участники, предложившие не самую низкую цену, а опередившие конкурентов по другим параметрам. В нашей статье рассказано, какие правила федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» установил для проводения открытого конкурса и как оцениваются заявки участников.

Когда проводится открытый конкурс

Заказчик, который проводит госзакупку, вправе выбрать открытый конкурс, если выполняются три условия. Первое условие — объект закупки не входит в перечень товаров, работ и услуг, в отношении которых необходимо проводить аукцион. Второе условие — объектом закупки не являются технически сложные, инновационные, высокотехнологичные или другие специализированные товары. Третье условие — объект закупки не представляет собой государственную тайну

Сколько времени длится открытый конкурс

В общей сложности открытый конкурс продолжается в среднем от одного до полутора месяцев. Всю процедуру можно условно разделить на несколько этапов (см. табл.). Процедура начинается с публикации сведений о закупке в ЕИС (единой информационной системе).

Чтобы не пропустить размещение интересующей поставщика информации о конкурсах, аукционах и других видах торгов, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех конкурсах или других торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Этапы открытого конкурса

Этап открытого конкурса

Сроки проведения и действия участников

Публикация закупки в единой информационной системе (ЕИС)

Не позднее, чем за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками

Прием и регистрация заявок

Участник вправе подать только одну заявку. При необходимости заявку можно отозвать, и вместо нее внести другую с изменениями

Вскрытие конвертов с заявками и оформление протокола

Время и место заказчик прописывает в конкурсной документации. Продолжительность этапа — 1 рабочий день

Не более 20 дней со дня вскрытия конвертов. Если объект закупки — работы в сфере культуры, науки или искусства, то заказчик вправе оценивать заявки до 30 дней. По окончании в ЕИС публикуется итоговый протокол

Победителем становится участник, предложивший лучшие условия поставки по критериям заказчика

Заключение контракта с победителем

Не ранее, чем через 10 дней и не позже, чем через 20 дней с момента размещения итогового протокола в ЕИС

Какие сведения должны быть в извещении о проведении открытого конкурса

В извещении и документации по закупке, которую заказчик размещает в ЕИС, должны быть следующие сведения:

  • данные о заказчике, условия контракта, идентификационный код закупки, размер обеспечения заявки и обеспечения контракта;
  • требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, которые они обязаны предоставить;
  • способы получения документов (почтовая или курьерская доставка, электронная почта), сроки, место и порядок их предоставления;
  • место, дата и время вскрытия конвертов с заявками;
  • преимущества, предусмотренные для отдельных категорий участников (например, для субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов и проч.);
  • запреты и ограничения по допуску товаров;
  • реквизиты счета для перечисления обеспечительных платежей.

Какие изменения заказчик может вносить в условия закупки

Заказчик вправе неоднократно вносить изменения в условия закупки. Главное, чтобы последнее изменение было внесено не позднее пяти дней до даты окончания подачи заявок. Менять можно все, кроме объекта закупки и размера обеспечительного платежа. Правда, последнее ограничение действует лишь в случае, если платеж увеличивается. Что касается уменьшения, то оно не возбраняется.

Каждое изменение увеличивает срок подачи заявки. Происходит это так: в день, когда внесены изменения, заказчик размещает обновления в ЕИС и указывает новые сроки подачи заявок. С момента публикации изменений до окончания срока подачи заявок должно быть не менее десяти рабочих дней.

Как подготовить и подать заявку на участие

Участник должен оформить заявку в бумажном виде и запечатать в непрозрачный конверт, чтобы нельзя было увидеть его содержимое. Сведения о поставщике можно на конверте не указывать, так как заказчик обязан принять и зарегистрировать даже «безликий» конверт.

К заявке следует приложить ряд документов. Среди них выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, копии учредительных документов, декларация соответствия и проч. Добавим, что лучше всего подать заявку как можно раньше. Дело в том, что среди участников, набравших при оценке одинаковое количество баллов (о присуждении баллов мы расскажем чуть ниже) комиссия отдаст предпочтение тому, кто подал заявку раньше.

По каким критериям заказчик оценивает заявки

В отличие от большинства других способов проведения закупок, на открытом конкурсе заказчик имеет возможность выбрать победителя исходя не только из цены, но и из других критериев. Правила оценки заявок утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.13 № 1085 (далее — Правила оценки).

Основными критериями, по которым оцениваются заявки, являются:

  • цена контракта;
  • свойства или качественные характеристики товара;
  • качество работ, услуг или квалификация участника;
  • расходы на эксплуатацию товара;
  • расходы на техническое обслуживание товара;
  • любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.

Заказчик обязан использовать не меньше двух критериев, одним из которых обязательно должна быть цена контракта. В документации по закупке заказчик перечисляет критерии и указывает значимость каждого критерия. При этом минимально возможная значимость стоимостных критериев и максимально возможная значимость нестоимостных критериев приведена в Правилах оценки. Суммарная значимость всех критериев должна равняться 100%.

Оценивая каждую заявку по тому или иному критерию, заказчик определяет ее рейтинг, то есть выставляет оценку в баллах с учетом значимости данного критерия. Оценка в баллах рассчитывается по формулам, приведенным в Правилах оценки. В частности, оценка по критерию цены контракта определяется так: берется наименьшая из цен, предложенных всеми участниками, и делится на цену, предложенную данным участником. Полученное значение умножается на 100.

Далее оценка в баллах корректируется исходя из значимости критерия. Если значимость равна, например, 10%, то оценку необходимо умножить на 0,1, если значимость равна 20%, то оценку нужно умножить на 0,2 и т.д.

После того, как рейтинги участника по каждому критерию определены, их складывают и выводят итоговую сумму баллов. Участник, набравший больше всех баллов, становится победителем.

Пример

В открытом конкурсе на оказание аудиторских услуг два участника: Компания 1 и Компания 2. При оценке заявок использовались два критерия: цена контракта и квалификация участника.

Компания 1 предложила цену контракта 40 000 руб., а Компания 2 предложила цену контракта 55 000 руб. Значимость критерия цены контракта, указанная заказчиком — 60%. Заказчик составил рейтинг обеих компаний по данному критерию:
Компания 1 получила 60 баллов (40 000 руб./ 40 000 руб. з 100% х 0,6);
Компания 2 получила 43,64 балла (40 000 руб. / 55 000 руб. х 100% х 0,6).
По критерию квалификации участника Компания 1 получила 25 баллов, а Компания 2 получила 45 баллов.

Читать еще:  Аренда жилья с правом выкупа государственная программа

Итоговый рейтинг выглядит так: Компания 1 набрала 85 баллов (60 + 25), Компания 2 набрала 88,64 балла (43,64 + 45).

Победителем открытого конкурса объявлена Компания 2.

Сроки заключения контракта

Контракт с победителем заключается не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней с даты публикации в единой информационной системе (ЕИС) итогового протокола. Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Обязательным условием заключения контракта является внесение победителем платежа, обеспечивающего контракт.

В каких случаях открытый конкурс признают несостоявшимся

Открытый конкурс считается несостоявшимся в двух случаях. Первый случай — когда на торги не подано ни одной заявки. Тогда заказчик должен провести повторный конкурс, и если заявок снова не будет, проводят другой вид торгов — запрос котировок (предложений).

Второй случай — когда в конкурсе был всего один участник, заявка которого соответствовала всем требованиям. В такой ситуации конкурс признают несостоявшимся, а вместо него применяют другой способ — закупку у единственного поставщика.

Открытый конкурс по 44 ФЗ: инструкция, сроки

Для исполнения разных государственных или коммерческих контрактов проводятся открытые конкурсы по ФЗ №44. В этом законодательном акте указывается, какие действия выполняются заказчиками и потенциальными исполнителями. При проведении таких закупок могут участвовать различные поставщики, причем они могут находиться в разных регионах страны. За счет открытости конкурса любая компания может получить сведения о нюансах процедуры.

Этапы конкурса

Проведение открытого конкурса, по ФЗ №44, является жестко регламентированной процедурой, которая должна учитывать многочисленные требования законодательства. Нарушение основных правил приводит к признанию результатов данного процесса недействительными. Разбираться в правилах должны как заказчики, так и исполнители. Пошаговая инструкция открытого конкурса по ФЗ №44 заключается в выполнении следующих действий:

  • первоначально принимается решение о закупке конкретного товара в форме открытого конкурса;
  • формируется тендерная комиссия, для чего предварительно определяется ее состав и правила работы;
  • разрабатывается и утверждается документация по конкурсу;
  • информация о его проведении публикуется в открытых источниках, причем в этом уведомлении должны содержаться сведения о сроках проведения процесса;
  • публикация обязательна в рамках ЕИС;
  • далее в течение ограниченного периода времени принимаются заявки ото всех потенциальных поставщиков;
  • все предложения тщательно рассматриваются и изучаются;
  • принимается решение на основании критериев оценки заявок, причем все эти критерии должны прописываться в конкурсных документах;
  • о результатах процесса оповещаются все участники;
  • информация о решении публикуется на сайте государственных закупок;
  • с победителем подписывается контракт.

Каждый этап имеет свои особенности и нюансы. Критерии открытого конкурса, по ФЗ №44, разрабатываются непосредственным покупателем. Они должны прописываться в документации, рассылаемой каждому потенциальному поставщику.

Когда не допускается пользоваться открытым конкурсом?

По закону ФЗ №44, открытый конкурс не может проводиться в следующих ситуациях:

  • закупаются товары, входящие в аукционный перечень;
  • требуется приобрести предметы, которые являются технически сложными, технологичными, специализированными или инновационными;
  • объект закупки представляет собой государственную тайну, поэтому не допускается распространять информацию о нем в открытых источниках.

Во всех остальных ситуациях разрешено пользоваться таким способом приобретения разных товаров. Разные конкурсы могут значительно отличаться по времени, но обычно требуется для этого около одного месяца.

Какая информация указывается в извещении?

Если принимается решение об использовании открытого конкурса, заказчик должен составить грамотно конкурсную документацию. Для этого первоначально формируется извещение, которое изучается каждым потенциальным поставщиком.

На основании ФЗ №44, документация по открытому конкурсу должна включать следующие сведения:

  • информация о закупщике, представленная наименованием компании, ИНН, номером свидетельства о регистрации и юридическом адресе;
  • условия, на которых будет заключен контракт с победителем конкурса;
  • индивидуальный номер закупки;
  • размер обеспечения;
  • основные требования, предъявляемые к потенциальным участникам;
  • перечень основных документов, которые должны подготавливаться участниками;
  • способ, с помощью которого можно получить конкурсную документацию, для чего можно пользоваться почтой, услугой курьера или вовсе пересылкой по электронной почте;
  • срок отправки документов;
  • место и дата, когда вскрываются конверты, в которых имеются заявки от потенциальных поставщиков;
  • перечисляются разные запреты и ограничения, с которыми придется столкнуться поставщикам;
  • реквизиты счета, на который должны перечисляться средства в виде обеспечения.

Вся эта информация тщательно изучается потенциальными поставщиками. После этого принимается решение о целесообразности участия по ФЗ №44 в открытом конкурсе.

Могут ли вноситься изменения в извещение?

В извещение могут вноситься разные корректировки заказчиком, причем неограниченное количество раз. Запрет накладывается только на изменение объекта закупки и размера обеспечения заявки в открытом конкурсе (по ФЗ №44). К правилам внесения поправок относится:

  • последние корректировки вносятся не позже, чем за 5 дней до окончания срока, в течение которого поставщики могут подавать заявки;
  • в день внесения изменений надо размещать все обновления в ЕИС;
  • после внесения поправок увеличивается срок подачи заявок.

При учете всех условий оперативно проводится открытый конкурс. По ФЗ №44, каждый потенциальный поставщик имеет право отправлять заказчику разные запросы, на основании которых предоставляются разъяснения в письменном виде относительно того или иного вопроса. Заказчику дается только два дня для составления ответа.

Правила подготовки заявки

По ФЗ №44, открытый конкурс заключается в том, что любой поставщик имеет право участвовать в этом процессе. Для этого надо только соответствовать требованиям заказчика, а также грамотно составить заявку. Для подачи заявок устанавливаются заказчиком точные сроки. Открытый конкурс, по ФЗ №44, начинается после окончания данного периода.

При составлении заявки учитываются следующие требования:

  • прописывается информация о непосредственном поставщике;
  • указываются данные о продаваемом товаре;
  • приводятся правила поставки продукции.

В заявке необходимо дать информацию, которая запрашивается заказчиком в извещении. Если будут отсутствовать важные сведения, то такая заявка не будет принята.

Какие прикладываются документы?

К грамотно сформированной заявке прикладывается многочисленная документация. К ней относятся следующие документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ, которая подтверждает, что участник конкурса представлен официально функционирующей компанией;
  • протокол назначения на должность руководителя компании;
  • решение организации, в котором указывается на одобрение участия в конкурсе и заключения крупной сделки на поставку товаров;
  • декларация соответствия;
  • документация, выступающая доказательством, что участник конкурса является добросовестным, если по разным причинам НМЦ было снижено на 25%;
  • подтверждение внесения обеспечения, причем оно может быть представлено банковским платежным поручением или банковской гарантией, включенной в специальный реестр;
  • описание основных характеристик, которыми обладает предмет закупки;
  • иные документы, которые прикладываются к заявке поставщиком по разным причинам.

Заявка с документами должна отправляться заказчику в строго установленные сроки. По ФЗ №44, открытый конкурс может продлеваться, если вносятся изменения заказчиком в конкурсную документацию. Обо всех поправках оповещаются потенциальные поставщики. Они должны при необходимости внести изменения в свои заявки.

Все документы складываются в один конверт. Листы должны быть прошиты и пронумерованы. Подписанная заявка с другими бумагами запечатывается в конверт, причем выбирается для этого непрозрачный конверт, чтобы невозможно было увидеть содержимое. На самом конверте не прописываются какие-либо сведения о компании.

Правила оценки заявки

Все закупщики должны знать, как правильно проводится открытый конкурс (по ФЗ №44). Инструкция данного процесса считается простой и понятной. Покупатель самостоятельно определяет, по каким критериям будут оцениваться все поступающие заявки от поставщиков. Основные правила прописываются в ст. 32 закона №44. Все критерии разделяются на две крупные группы:

  • Стоимостные показатели. Сюда относится окончательная цена контракта, затраты, связанные с ремонтными работами или обслуживанием, а также расходы, с которыми придется столкнуться заказчику при заключении энергосервисного договора. Дополнительно учитывается цена жизненного цикла конкретной продукции.
  • Не стоимостные. Сюда относятся другие параметры товара, которые могут быть функциональными, качественными или экологическими. Дополнительно учитывается, насколько давно работает на рынке компания, а также какой квалификацией обладают ее сотрудники.

Во время выбора конкретного поставщика заказчик должен ориентироваться минимально на два критерия, среди которых обязательным фактором выступает цена. Покупатель самостоятельно определяет значимость того или иного критерия.

Например, если в качестве заказа выступает осуществление строительных работ, то важным критерием выступает опыт конкретной строительной компании в прошлом.

Нюансы обеспечения

Для участия в конкурсе каждый поставщик должен предоставить обеспечение по открытому конкурсу. ФЗ №44 содержит информацию о том, что для этого могут перечисляться средства на специальный счет, открытый заказчиком, а также допускается применение банковской гарантии.

Использование обеспечения гарантирует, что участник не откажется от своих обязательств, если он будет выбран победителем. Остальные компании, с которыми не составляется контракт, смогут получить свои средства обратно.

Правила заключения соглашения

Определяется победитель только после оценки всех критериев на основании полученных заявок. С ним подписывается контракт заказчиком.

Информация о победителе непременно публикуется на сайте государственных закупок.

При каких условиях процесс признается несостоявшимся?

По ФЗ №44, открытый конкурс признается несостоявшимся в двух случаях:

  • отсутствуют заявки, поэтому невозможно определить победителя;
  • имеется только одна заявка, но участник не соответствует требованиям закупщика.

Если в течение срока, установленного для подачи заявок, отсутствуют компании, готовые поставить товары или выполнить другие действия, то проводится повторный конкурс. Если и он не закончится подписанием контракта с поставщиком, то изменяются сведения в извещении покупателя.

Если подается только одна заявка, но при этом поставщик отвечает требованиям закупщика, то с ним заключается соглашение. В этом случае не происходит нарушения требований законодательства.

Можно ли конкурс отменить?

Нередко у заказчиков возникают разные непредвиденные обстоятельства, за счет которых отсутствует возможность для проведения открытого конкурса. В этом случае может приниматься решение о его отмене. Процедура выполняется не позже, чем за пять дней до окончания срока, в течение которого участники могут подавать заявки.

Информация об отмене конкурса публикуется в ЕИС на следующий день после принятия соответствующего решения закупщиком. Если заказчиком пропускается установленный в законе срок, то отмена допускается только при наличии доказательств наступления обстоятельств, обладающих непреодолимой силой. Они перечисляются в ст. 401 ГК. Для отказа от конкурса важно составить официальное уведомление. В нем указывается причина для принятия такого решения, причем она должна быть значимой. Для этого может использоваться основание в виде проведения военных действий в стране, введение карантина в компании или воздействие на работу организации природных катаклизмов.

Срок заключения контракта

Первоначально собираются все заявки, которые далее рассматриваются и изучаются покупателем в течение 10 дней. Все компании оцениваются по ряду критериев, после чего выбирается победитель из всех предложенных вариантов.

На основании проведенного процесса публикуется в ЕИС протокол. В нем содержится информация о том, кто является победителем данного конкурса. С этой компанией заключается контракт в срок от 10 до 20 дней с момента публикации данного протокола.

Заключается соглашение исключительно после того, как победитель обеспечит исполнение договора.

Как поступить, если подается только одна заявка?

В открытых конкурсах может участвовать любое количество поставщиков. Но нередко закупщикам приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда подается заявка только одной компанией. В ФЗ №44 предусматривается возможность заключения соглашения с единственным поставщиком.

Читать еще:  Договор дарения земельной доли сельхозназначения образец

Для этого важно, чтобы компания, которая подала заявку, соответствовала требованиям конкурсной документации. Она должна внести необходимое обеспечение.

Заключение

Открытые конкурсы проводятся только на основании требований ФЗ №44. Процедура предполагает возможность участвовать в процессе любому количеству поставщиков. Они должны отвечать требованиям конкурсной документации, а также требуется внести обеспечение.

Заказчики определяют победителя на основании нескольких критериев и только после изучения полученных заявок. Информация о победителе публикуется в ЕИС. Контракт заключается только после того, как победитель обеспечит исполнение соглашения.

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Виды закупок

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону. Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры. Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта. Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг, контроль и обжалование закупок

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций. Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector