Содержание

Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения

Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения

Экологические правонарушения — это противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред природной среде и здоровью человека.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных компонентов, природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Применительно к природной среде причиненный вред может быть представлен в виде реальных и предполагаемых потерь в природной среде. Эти потери обычно выражаются в форме нанесенного ущерба — реальных потерь в природной среде (уничтожение лесов, животного мира, истощение вод и т. п.) и в форме убытков — расходов на восстановление нарушенного состояния природной среды.

Экологический вред посягает на интересы человека и его право на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, материально выражающуюся в качестве природной среды. По своим проявлениям экологический вред может иметь растянутый во времени и пространстве характер и быть восполнимым, трудновосполнимым и невосполнимым (в отличие от экономического — всегда восстановимого — вреда).

Ответственность, предусмотренная действующим законодательством за экологические правонарушения, преследует цели защиты общественных интересов и интересов граждан и является одной из форм государственного принуждения. Поэтому она применяется только государственными, специально на то уполномоченными органами (должностными лицами).

Применение ответственности за экологические правонарушения регламентировано системой процессуальных правил, предусмотренных различными отраслями права (административного, гражданского, уголовного).

Вред жизни и здоровью человека относится к экологическому вреду. Источником неблагоприятных последствий выступает окружающая человека среда, в которой причинами неблагоприятных воздействий являются стихийные бедствия и антропогенные явления. Последние являются основной причиной вреда здоровью людей. Действующее законодательство предусматривает исковую, административную и страховую формы возмещения вреда от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Экологические правонарушения могут совершаться как с умыслом, так и по неосторожности (из-за халатности, небрежности, бездействия). Однако в эколого-правовых отношениях неприменима юридическая формула: «разрешено все, что не запрещено законом».

В соответствии с природоохранным законодательством РФ, военнослужащие за экологические правонарушения могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.

К дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения привлекаются должностные лица (военнослужащие) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, связанных с природоохранной деятельностью, а также за нарушение требований природоохранного законодательства. При этом к экологическим проступкам также относятся: невыполнение планов и мероприятий по охране природной среды и использованию природных ресурсов; нарушение нормативов качества природной среды; нарушения соответствующих требований и положений Общевоинских уставов ВС РФ, правил внутреннего распорядка и других нормативных актов, действующих в воинских частях.

К материальной ответственности привлекаются командиры воинских частей и подразделений, начальники служб, сержанты и солдаты, по вине которых воинская часть понесла расходы по возмещению ущерба. Материальная ответственность военнослужащих определяется Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству.

К административной ответственности военнослужащие привлекаются на основании Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

Административная ответственность за экологические правонарушения выражается, как правило, в виде штрафа, налагаемого на воинскую часть в административном порядке. При этом основными экологическими правонарушениями применительно к воинским частям считаются:

  1. несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды;
  2. нарушение экологических требований при строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов;
  3. загрязнение окружающей среды и причинение вследствие этого вреда здоровью людей, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
  4. порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
  5. невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
  6. неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
  7. нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению различных отходов, в том числе и бытовых;
  8. несоблюдение экологических требований при использовании радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;
  9. превышение допустимых уровней радиационного и химического воздействия;
  10. превышение допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений и иных вредных физических воздействий;
  11. превышение допустимых уровней биологического воздействия на окружающую среду;
  12. несвоевременное предоставление информации, предоставление искаженной информации или отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии экологической обстановки.

Материальная ответственность за экологические правонарушения установлена в размерах, определенных приказом Министра обороны, и не должна превышать полного размера причиненного ущерба; учитываться должен только прямой ущерб природе. Материальная ответственность применяется только при наличии вины военнослужащего или лица из гражданского персонала.

Для воинских частей размер штрафа устанавливается в каждом конкретном случае в соответствии с действующим законодательством и определяется органом, его налагающим, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины нарушителя и величины причиненного ущерба. Взыскание штрафа не освобождает виновного от обязанности возместить причиненный ущерб. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.

Уголовную ответственность за экологические правонарушения (преступления) должностные лица воинских частей и отдельные военнослужащие несут в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, в котором есть специальная глава «Экологические преступления». При этом к уголовно наказуемым экологическим правонарушениям относят общественно опасные деяния, посягающие на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.

Кроме Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и других природоохранных государственных актов экологическая деятельность войск (сил), военных объектов, организаций, учреждений и каждого военнослужащего дополняется и регулируется приказами и директивами Министра обороны и его заместителей, в которых конкретизируются, уточняются обязанности командиров, начальников и подчиненных им солдат и сержантов по охране природной среды.

Устав внутренней службы определяет обязанности военнослужащих по охране окружающей среды. Каждый военнослужащий обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе своей повседневной деятельности. Для этого он должен знать основные источники загрязнения, имеющиеся в полку (подразделении), и строго выполнять предусмотренные правилами и инструкциями мероприятия по предотвращению загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха, земель, по сохранению животного и растительного мира. Военнослужащие, допускающие в результате своих действий или бездействия загрязнение окружающей среды, привлекаются к ответственности.

Сержанты и солдаты обязаны:

  1. знать положения Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», требования других руководящих документов по вопросам охраны природы и строго выполнять их;
  2. беречь природу и охранять ее богатства;
  3. следить за выполнением правил эксплуатации и поддерживать в исправном состоянии технические устройства, обеспечивающие очистку, обезвреживание и обеззараживание от вредных веществ, попадающих в атмосферный воздух, землю, канализационные системы и водные объекты;
  4. не допускать утечки нефтепродуктов на складах ГСМ, в автопарках, при заправке боевых машин и другой военной техники, при работе на ней и при ее обслуживании;
  5. следить за соблюдением мер безопасности и предотвращать утечку агрессивных жидкостей, моющих растворов, лаков и красителей на пунктах обслуживания аккумуляторных батарей, технического обслуживания и ремонта техники;
  6. не допускать длительной работы автомобильного транспорта и другой техники на холостом ходу в расположении автопарков, жилого и казарменного фонда;
  7. своевременно докладывать о всех случаях нанесения вреда природной среде и принимать меры по возможному предотвращению (ликвидации) последствий загрязнения окружающей среды, нанесению ей ущерба.

8.4. Виды ответственности за экологические правонарушения

Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственностьнаступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственностьтакже регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственностирегулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Читать еще:  Площадки для выгула собак нормы и правила

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственностьза нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственностьв сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания:за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид –массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.

Ответственность за экологические правонарушения

Управление природоохранной деятельности предприятий

Затраты на природоохранные мероприятия подразделяются:

— на затраты на очистку водного бассейна;

— на затраты на очистку воздушного бассейна;

— на затраты на защиту земельных ресурсов от твердых отходов (в том числе от продуктов атомной энергетики).

В масштабах страны затраты на защиту атмосферы составляют 10-15%, водного бассейна – 75-60% всех расходов на охрану окружающей среды, остальная часть приходится на защиту от твердых отходов.

Существует Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений, на основе которой разработана Временная типовая методика определения экономической эффективности затрат на мероприятия по охране окружающей среды.

Оценка экономической эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия имеет свои особенности. К ним относятся:

1. Эффект от затрат на охрану окружающей среды выражается, в основном, в виде предотвращенных потерь и затрат, возникающих в результате загрязнения.

2. Региональный характер эффекта природоохранных мероприятий проявляется не только в пределах предприятия (отрасли), но и на всей территории, на которую распространяется их действие.

3. Большая доля социальных результатов природоохранной деятельности – улучшение условий труда и отдыха населения, снижение заболеваемости и т.п. – трудно поддается стоимостной оценке.

В соответствии с Временной типовой методикой расчет экономического эффекта природоохранных мероприятий основывается на сопоставлении затрат на их осуществление с народнохозяйственным экономическим результатом, достигнутым благодаря этим мероприятиям. Такой результат выражается величиной ликвидированного (или предотвращенного) экономического ущерба от нарушения или потери ресурса. Разность между результатом и затратами характеризует экономический эффект.

Существует разделение экономического эффекта от мероприятий по охране окружающей среды:

— на первичный эффект, учитывающий снижение загрязнения окружающей среды и улучшение ее состояния;

— на конечный комплексный социально-экономический эффект, заключающийся в повышении уровня жизни населения, эффективности общественного производства и национального богатства.

Экологическими правонарушениями называются противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Экологические правонарушения подразделяются на экологические проступки, не относящиеся к категории общественно опасных, и экологические преступления, которые посягают на экологическую безопасность общества, причиняют существенный вред ОПС и здоровью человека.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения, являясь одной из форм государственного принуждения, имеет основную задачу — способствовать выполнению экологических интересов общества.

Законом РФ «Об охране окружающей среды» (раздел XIV) определен ряд видов ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарная, административная, уголовная, материальная.

К дисциплинарным наказаниям относятся предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения в случае невыполнения ими своих обязанностей, которые связаны с охраной ОПС.

Административная ответственность распространяется на организации, предприятия, должностные лица, отдельных граждан и устанавливается, например, за порчу, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении опасных отходов и т.д. В качестве мер административной ответственности наиболее часто применяются денежный штраф, изъятие орудий и средств совершения правонарушения (ружья, рыболовные снасти), конфискация незаконно добытой рыбы, дичи и т.д.

Упомянутый закон определил и размеры штрафа, налагаемого в административном порядке. Так, для граждан штраф составляет до 10-кратного размера минимального размера оплаты труда (МРОТ); для должностных лиц — от 3- до 20-кратного размера МРОТ.

Уголовная ответственность, связанная с лишением свободы, конфискацией имущества, крупным денежным штрафом, определяется Уголовным кодексом РФ и наступает только по приговору суда. К особо тяжелым уголовным преступлениям относится, например, умышленное уничтожение лесных массивов путем поджога. Уголовными преступлениями считаются незаконные охота, порубка леса, а также умышленное загрязнение атмосферного воздуха и водоемов.

В соответствии со ст. 79 упомянутого Закона предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред ОПС, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.

Практика показала, что наиболее успешно природоохранительные задачи решаются в тех субъектах РФ, в которых функционируют межрайонные природоохранные прокуратуры.

Подводя итоги, отметим, что опыт экономически развитых стран, а также отечественный свидетельствуют: обеспечение качества ОПС и рационального природопользования требует огромных материально-технических и финансовых затрат, причем при четком целевом использовании последних.

В силу этого экономический механизм охраны ОПС и природопользования в России, представляющий собой совокупность норм экономической и юридической ответственности, должен развиваться в направлениях:

1) повышения экономической заинтересованности и ответственности хозяйствующих субъектов в выполнении экологических требований, т.е. необходимости создания условий, при которых выполняется принцип «загрязнитель желает платить»;

2) формирования и последующего распределения потока финансов в целях наиболее рационального использования средств, предназначенных для решения экологических проблем.

Экологическое законодательство России, фактически провозгласившее примат здоровья своих граждан перед экономическими интересами государства, имеет в своем арсенале большое количество апробированных в развитых странах с рыночной экономикой методов стимулирования природоохранной деятельности. Однако механизмы реализации последних применительно к предприятиям-загрязнителям остаются недостаточно эффективными, в частности совершенно не используется человеческий фактор — заинтересованность работника в повышении экологического качества своей деятельности. Без этого вряд ли возможно исправление острой экологической ситуации, в которой ныне пребывает страна.

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство, и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента: объект, субъект, объективную и субъективную стороны.

Объект – это совокупность общественных отношений, сложившихся в сфере охраны окружающей среды, рационального использования ее ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Природная Среда, в целом, и ее отдельные компоненты (вода, воздух, животные и пр.) являются предметом правонарушения. Эти компоненты позволяют определить, в орбиту каких отношений вовлечен природный ресурс. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства – хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящемся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность.

В экологических правонарушениях их предмет всегда рассматривается в связи с объектом.

Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица, включая хозяйствующие субъекты различных форм собственности и подчиненности. Субъектами уголовной, дисциплинарной, материальной ответственности могут быть только физические лица. Субъектами административной и гражданско-правовой – как физические, так и юридические лица.

Объективная сторона экологического правонарушения характеризуется нарушением общеобязательных правил природо-пользования и охраны окружающей среды; причинением вреда экологическим интересам личности, общества или государства, либо созданием реальной опасности такого вреда. Например, охота в запрещенном месте, без разрешения, запрещенными орудиями и способами.

Читать еще:  Договор комиссии на закупку товара образец

Субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: умышленной и неосторожной. Так, незаконная вырубка деревьев и кустарников, засорение лесов отходами совершаются умышленно, а уничтожение или повреждение лесов в результате небрежного обращения с огнем – по неосторожности, неумышленно.

Экологические преступления делятся на:

Все экологические правонарушения (как и иные) разделяются на проступки и преступления.

Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность.

Преступления влекут за собой уголовную ответственность.

Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинарной, материальной, административной или уголовной.

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строго выговора, увольнения от должности.

Административная ответственность за экологические правонарушения применяется уполномоченными на то органами исполнительной власти государства, должностными лицами соответствующего государственного органа или судом и проявляется в виде штрафа, конфискации орудий совершения преступления, лишения специального права (охоты, рыболовства, управления транспортными средствами).

За административные правонарушения Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» предусматривает штраф в отношении граждан в размере от однократного до десятикратного размера минимальной заработной платы. В отношении должностных лиц предусмотрен штраф от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы. Предприятия, учреждения, организации штрафуются в размере от 50.000 до 500.000 руб.

Материальная ответственность обязывает работника возместить предприятию (учреждению) имущественный ущерб, причиненный по его вине.

Гражданско-правовая ответственность проявляется в возложении имущественных убытков на лицо, допустившее неправомерное действие.

Уголовная ответственность определяется приговором суда. В новом УК РФ предусмотрена ответственность за:

— уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства;

— сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды.

Содержание главы «Экологические преступления» в новом УК РФ ориентировано на признание окружающей природной среды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Экологическим преступлением называются общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на общественные отношения по сохранению качественно благоприятной природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ответственность спасателей за экологические правонарушения

Ответственность спасателей за нарушения экологических норм в окружающей природной среде — 1016

Условием обеспечения рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности является строгое соблюдение всего российского законодательства об охране окружающей среды. В связи с чем, при рассмотрении дел о нарушении экологического законодательства, следует обеспечивать полное и всестороннее исследование всех обстоятельств противоправного деяния, и не допускать необоснованного освобождения виновного от ответственности. Лица, совершившие правонарушения, подлежат привлечению к ответственности за нарушение экологического законодательства, которая может выражаться в виде административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Отношения в сфере оздоровления, охраны и улучшения окружающей природной среды, устранения и предупреждения вредных последствий воздействия на хозяйственную или другую сферу, которые регулируются нормами экологических и смежных отраслей права, называют экологическими правоотношениями. Законодательство РФ устанавливает ответственность за совершение экологического правонарушения и определяет обязательства юридических и физических лиц по возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде. Классификация эколого-правовой ответственности:

Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения

  • несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды;
  • нарушение экологических требований при строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов;
  • загрязнение окружающей среды и причинение вследствие этого вреда здоровью людей, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
  • порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
  • невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
  • неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
  • нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению различных отходов, в том числе и бытовых;
  • несоблюдение экологических требований при использовании радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;
  • превышение допустимых уровней радиационного и химического воздействия;
  • превышение допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений и иных вредных физических воздействий;
  • превышение допустимых уровней биологического воздействия на окружающую среду;
  • несвоевременное предоставление информации, предоставление искаженной информации или отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии экологической обстановки.

Материальная ответственность за экологические правонарушения установлена в размерах, определенных приказом Министра обороны, и не должна превышать полного размера причиненного ущерба; учитываться должен только прямой ущерб природе. Материальная ответственность применяется только при наличии вины военнослужащего или лица из гражданского персонала.
Для воинских частей размер штрафа устанавливается в каждом конкретном случае в соответствии с действующим законодательством и определяется органом, его налагающим, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины нарушителя и величины причиненного ущерба. Взыскание штрафа не освобождает виновного от обязанности возместить причиненный ущерб. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.
Уголовную ответственность за экологические правонарушения (преступления) должностные лица воинских частей и отдельные военнослужащие несут в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, в котором есть специальная глава «Экологические преступления». При этом к уголовно наказуемым экологическим правонарушениям относят общественно опасные деяния, посягающие на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.
Кроме Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и других природоохранных государственных актов экологическая деятельность войск (сил), военных объектов, организаций, учреждений и каждого военнослужащего дополняется и регулируется приказами и директивами Министра обороны и его заместителей, в которых конкретизируются, уточняются обязанности командиров, начальников и подчиненных им солдат и сержантов по охране природной среды.
Устав внутренней службы определяет обязанности военнослужащих по охране окружающей среды. Каждый военнослужащий обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе своей повседневной деятельности. Для этого он должен знать основные источники загрязнения, имеющиеся в полку (подразделении), и строго выполнять предусмотренные правилами и инструкциями мероприятия по предотвращению загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха, земель, по сохранению животного и растительного мира. Военнослужащие, допускающие в результате своих действий или бездействия загрязнение окружающей среды, привлекаются к ответственности.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

выступает порядок деятельности, обязательный для соблюдения указанными в соответствующем нормативном или правоприменительном акте лицами (руководителями и работниками), специальные и общие требования к безопасности деятельности, определенные в законном порядке планы, программы и иные комплексные или отдельные мероприятия, реализация которых или контроль за которыми включены в служебные функции.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред окружающей природной среде, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Ответственность спасателей за экологические правонарушения

Под экологическим преступлением понимают виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, причиняющее вред природной среде либо создающее угрозу такого причинения и запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

В Трудовом кодексе предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанностей, учитывается только прямой ущерб, а неполученные доходы (т.е. упущенная выгода) не учитываются. Не допускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска. При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.

Ответственность спасателей за нарушения экологических норм в окружающей природной среде

Гражданско-правовая (материальная) ответственность. Меры имущественного характера применяют в случае, если причиненный окружающей среде ущерб повлек за собой вред здоровью и имуществу граждан или имущественным интересам юридических лиц.
Материальный ущерб, причиненный экологическим правонарушением, возмещается виновным лицом добровольно или по решению суда.С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен в натуральной форме, путем возложения на ответчика обязанностей по восстановлению окружающей природной среды за счет собственных средств (например, дезактивация зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производства в безопасное место).

В зависимости от размера причиненного вреда виновное лицо облагается штрафами либо наказывается лишением свободы от 2 до 8 лет (максимальный срок — за загрязнение экоопасными отходами, повлекшими смерть человека или массовое заболевание людей, — ст. 247).В случае массового уничтожения растительного и животного мира, отравления атмосферы или водных ресурсов, а также совершения иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358 «Экоцид»), виновные наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

Ответственность за экологические правонарушения

Согласно КоАП РСФСР административным проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

недостаточная оперативность производства по делам об административных правонарушениях (более трети дел рассматриваются с нарушением установленного в КоАП РСФСР двухмесячного срока со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения);

Ответственность спасателей за экологические правонарушения

· как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Разъясняем законодательство

Действующим законодательством, в том числе Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливается право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

При этом, уголовную ответственность влечёт, в том числе, совершение незаконной добычи водных биологических ресурсов — ст. 256 УК РФ (если причинён крупный ущерб, применялось самоходное плавающее средство, взрывчатые и химические веществ, электроток), незаконной охоты — ст. 258 УК РФ (если причинён крупный ущерб, применялось транспортное средство или воздушное судно, взрывчатые вещества, газы, а также если осуществлялась охота на животных и птиц, охота на которых запрещена), незаконной рубки лесных насаждений — ст. 260 УК РФ (если причинён ущерб, превышающий 5 тысяч рублей).

Читать еще:  Как составить договор найма жилого помещения образец

Уголовная ответственность за экологические преступления в республике Беларусь

Понятие «экологические преступления» появилось сравнительно недавно, оно получило необходимое законодательное закрепление и в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее – УК), в котором имеется специальная глава 26, предусматривающая ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды. Степень общественной опасности экологических преступле­ний нашла свое отражение в санкциях соответствующих статей УК.

Стоит отметить, что ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды закреплена не только в главе 26, но и в других главах УК. Поэтому при квалификации дея­ний следует очень внимательно анализировать составы совершенных преступлений. Поскольку нормы, регулирующие экологический пра­вопорядок, зачастую являются бланкетными, при анализе преступле­ния следует обращаться к специальным актам законодательства.

Ответственность за экологические правонарушения

Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя; предупреждение им новых правонарушений (частное предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

К дисциплинарным наказаниям относятся предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы. Они налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения в случае невыполнения ими своих обязанностей, которые связаны с охраной ОПС.

Учебное пособие разработано на основе положений Закона РФ «Об охране окружающей среды»

4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Экологические правонарушения — это противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред природной среде и здоровью человека.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных компонентов, природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Применительно к природной среде причиненный вред может быть представлен в виде реальных и предполагаемых потерь в природной среде. Эти потери обычно выражаются в форме нанесенного ущерба — реальных потерь в природной среде (уничтожение лесов, животного мира, истощение вод и т. п.) и в форме убытков — расходов на восстановление нарушенного состояния природной среды.

^ Экологический вред посягает на интересы человека и его право на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, материально выражающуюся в качестве природной среды. По своим проявлениям экологический вред может иметь растянутый во времени и пространстве характер и быть восполнимым, трудновосполнимым и невосполнимым (в отличие от экономического — всегда восстановимого — вреда).

Ответственность, предусмотренная действующим законодательством за экологические правонарушения, преследует цели защиты общественных интересов и интересов граждан и является одной из форм государственного принуждения. Поэтому она применяется только государственными, специально на то уполномоченными органами (должностными лицами).

Применение ответственности за экологические правонарушения регламентировано системой процессуальных правил, предусмотренных различными отраслями права (административного, гражданского, уголовного).

^ Вред жизни и здоровью человека относится к экологическому вреду. Источником неблагоприятных последствий выступает окружающая человека среда, в которой причинами неблагоприятных воздействий являются стихийные бедствия и антропогенные явления. Последние являются основной причиной вреда здоровью людей. Действующее законодательство предусматривает исковую, административную и страховую формы возмещения вреда от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Экологические правонарушения могут совершаться как с умыслом, так и по неосторожности (из-за халатности, небрежности, бездействия). Однако в эколого-правовых отношениях неприменима юридическая формула: «разрешено все, что не запрещено законом».

В соответствии с природоохранным законодательством РФ, военнослужащие за экологические правонарушения могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.

К дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения привлекаются должностные лица (военнослужащие) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, связанных с природоохранной деятельностью, а также за нарушение требований природоохранного законодательства. При этом к экологическим проступкам также относятся: невыполнение планов и мероприятий по охране природной среды и использованию природных ресурсов; нарушение нормативов качества природной среды; нарушения соответствующих требований и положений Общевоинских уставов ВС РФ, правил внутреннего распорядка и других нормативных актов, действующих в воинских частях.

К материальной ответственности привлекаются командиры воинских частей и подразделений, начальники служб, сержанты и солдаты, по вине которых воинская часть понесла расходы по возмещению ущерба. Материальная ответственность военнослужащих определяется Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству.

К административной ответственности военнослужащие привлекаются на основании статьи 16 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

Административная ответственность за экологические правонарушения выражается, как правило, в виде штрафа, налагаемого на воинскую часть в административном порядке. При этом основными экологическими правонарушениями применительно к воинским частям считаются:

  • несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды;
  • нарушение экологических требований при строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов;
  • загрязнение окружающей среды и причинение вследствие этого вреда здоровью людей, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
  • порча, повреждение, уничтожение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
  • невыполнение обязательных мер по восстановлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
  • неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
  • нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению различных отходов, в том числе и бытовых;
  • несоблюдение экологических требований при использовании радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;
  • превышение допустимых уровней радиационного и химического воздействия;
  • превышение допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений и иных вредных физических воздействий;
  • превышение допустимых уровней биологического воздействия на окружающую среду;
  • несвоевременное предоставление информации, предоставление искаженной информации или отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии экологической обстановки.

Материальная ответственность за экологические правонарушения установлена в размерах, определенных приказом Министра обороны, и не должна превышать полного размера причиненного ущерба; учитываться должен только прямой ущерб природе. Материальная ответственность применяется только при наличии вины военнослужащего или лица из гражданского персонала.

Для воинских частей размер штрафа устанавливается в каждом конкретном случае в соответствии с действующим законодательством и определяется органом, его налагающим, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины нарушителя и величины причиненного ущерба. Взыскание штрафа не освобождает виновного от обязанности возместить причиненный ущерб. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.

Уголовную ответственность за экологические правонарушения (преступления) должностные лица воинских частей и отдельные военнослужащие несут в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, в котором есть специальная глава «Экологические преступления». При этом к уголовно наказуемым экологическим правонарушениям относят общественно опасные деяния, посягающие на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.

Кроме Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и других природоохранных государственных актов экологическая деятельность войск (сил), военных объектов, организаций, учреждений и каждого военнослужащего дополняется и регулируется приказами и директивами Министра обороны и его заместителей, в которых конкретизируются, уточняются обязанности командиров, начальников и подчиненных им солдат и сержантов по охране природной среды.

Устав внутренней службы определяет обязанности военнослужащих по охране окружающей среды (ст. 222). Каждый военнослужащий обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе своей повседневной деятельности. Для этого он должен знать основные источники загрязнения, имеющиеся в полку (подразделении), и строго выполнять предусмотренные правилами и инструкциями мероприятия по предотвращению загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха, земель, по сохранению животного и растительного мира. Военнослужащие, допускающие в результате своих действий или бездействия загрязнение окружающей среды, привлекаются к ответственности.

^ Сержанты и солдаты обязаны:

  • знать положения Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», требования других руководящих документов по вопросам охраны природы и строго выполнять их;
  • беречь природу и охранять ее богатства;
  • следить за выполнением правил эксплуатации и поддерживать в исправном состоянии технические устройства, обеспечивающие очистку, обезвреживание и обеззараживание от вредных веществ, попадающих в атмосферный воздух, землю, канализационные системы и водные объекты;
  • не допускать утечки нефтепродуктов на складах ГСМ, в автопарках, при заправке боевых машин и другой военной техники, при работе на ней и при ее обслуживании;
  • следить за соблюдением мер безопасности и предотвращать утечку агрессивных жидкостей, моющих растворов, лаков и красителей на пунктах обслуживания аккумуляторных батарей, технического обслуживания и ремонта техники;
  • не допускать длительной работы автомобильного транспорта и другой техники на холостом ходу в расположении автопарков, жилого и казарменного фонда;
  • своевременно докладывать о всех случаях нанесения вреда природной среде и принимать меры по возможному предотвращению (ликвидации) последствий загрязнения окружающей среды, нанесению ей ущерба.

^

Знаете ли вы, что.

Подумаем вместе о том.

. Почему особой охране подлежат государственные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, а также места их обитания? И зачем нужна Красная книга?

Наверное, потому и затем, что необходимо сохранить редкие и исчезающие виды растений и животных для природы и наших потомков путем создания для них благоприятных условий обитания. Ведь ежегодно с лица Земли исчезает один из видов или подвидов позвоночных животных. На грани исчезновения находятся более 600 видов птиц и свыше 120 видов млекопитающих.

Включение вида в Красную книгу — сигнал о грозящей ему опасности. Это как бы выдача «больничного листа» определенному виду или подвиду. Каждая страна, на территории которой обитает такой вид, несет ответственность перед своим народом и всем человечеством за его сохранение. В Красную книгу России (1983) включено следующее количество видов и подвидов животных: млекопитающих — 65; птиц — 108; рептилий — 11; амфибий — 4; рыб — 10; моллюсков — 15; насекомых — 34.

Среди животных и растений, внесенных в Красную книгу, числятся: амурский тигр, северный калан, зубр, бобр речной азиатский, снежный барс, гепард, морж, коршун, красный кречет, дрофа, журавль, осетр, сиг волховский, полоз, жерех, бабочка-махаон, жужелица, ландыш серебристый, лотос, самшит колхидский, женьшень и др.
^

Вопросы и задания:

1. Вместе с руководителем занятий установите животных, птиц, рыб, растения редких видов, которые обитают (произрастают) в районе дислокации вашей воинской части и занесены в Красную книгу.

2. Посетите в один из дней, находясь в увольнении, близко расположенный заповедник, заказник или национальный парк и ознакомьтесь с организацией его работы.

3. Назовите виды и меры ответственности военнослужащих за экологические правонарушения при исполнении служебных обязанностей и в быту, включая самовольную порубку леса, браконьерство, посещение лесов в пожароопасный период и т. д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector